Медиа
"Владельцев офшорного бизнеса попросят "открыть личико". Комментарий президента Самвела Караханяна для "Вести ФМ"
Наступление на институт владения бизнеса через офшоры готовит администрация президента России. Сейчас предлагаются поправки в Гражданский кодекс, которые обяжут компании, зарегистрированные в офшорах и ведущие бизнес в России, раскрывать налоговикам информацию об учредителях и выгодоприобретателях. Последствия принятия изменений изучал обозреватель "Вестей ФМ" Леонид Гурьянов.
Хотя для того, чтобы вести дела в России, указывать выгодоприобретателя будет обязательно, ответственность за нарушение этого требования пока не установлена. Тем не менее, некоторые юристы опасаются, что принятие поправок может отпугнуть от России иностранных инвесторов.
"На территории Российской Федерации работают не только юридические лица, которые созданы гражданами РФ, чтобы получать льготы по налогообложению, но ещё и реальные иностранные инвесторы, которые тоже не всегда хотят раскрывать своих бенефициаров. Сейчас пытается государство добиться того, чтобы для них был более открыт рынок России, чтобы они сюда приходили. И если такую инициативу сейчас провести, то может получиться, что все инициативы, которые до этого были проявлены, будут перечёркнуты одним таким положением. Может, здесь лучше не пытаться пристукнуть тех, кто занимается этими офшорами, а убрать саму причину того, почему они в эти офшоры уходят?", - рассуждает исполнительный директор юридического бюро "Падва и Эпштейн" Павел Герасимов.
Среди таких причин может быть желание скрыть реальных владельцев дела, замешанных в противозаконной деятельности. Но многие бизнесмены скрываются за офшорами и из соображений безопасности, и из-за простоты правил ведения бизнеса или надёжной судебной системы. Поэтому, если нововведения будут носить абсолютный характер, то ничего, кроме вреда, они не принесут, считает президент коллегии "Барщевский и партнеры" Самвел Караханян. Негативный эффект можно смягчить, если ограничить основания, по которым юридическое лицо будет обязано раскрывать бенефициаров и по которым их можно будет привлекать к ответственности, полагает эксперт.
"На Западе существует ряд случаев, когда бенефициара можно привлечь к соответствующей ответственности. У нас этого нет. Но нужно понять, в каких случаях надо раскрывать, а в каких владелец может нести ответственность. Приведу пример: рассматривается бракоразводный процесс, муж олигарх, а жена не может у него получить ни одной копейки, потому что на него ничего нет, всё на каких-то офшорах", - сравнивает Караханян.
Если же говорить о повышении собираемости налогов, то тех инструментов, которые уже имеются у российских государственных органов, вполне достаточно, полагает партнёр компании Laseta Partners Сергей Баев.
"Есть нормы Налогового кодекса, сейчас уже проходит финальная стадия принятия закона о трансфертном ценообразовании. При желании, используя данные механизмы, в том числе в определённых случаях соглашение об обходе двойного налогообложения, можно обеспечивать прозрачность сделок в налоговых целях для налоговых органов и сегодня", - считает Баев.
Впрочем, есть сомнения в том, что создать эффективную систему раскрытия информации о реальных владельцах офшорного бизнеса таким образом в принципе возможно. Один из вопросов - это достоверность информации, которую будут раскрывать налоговикам компании, отмечает Сергей Баев.
"Речь идёт о компаниях, которые зарегистрированы в юрисдикциях, где на законодательном уровне установлены ограничения на раскрытие информации о реальных владельцах и на какие-то другие механизмы. Возможностей проверить данную информацию у российских государственных органов не будет, только если они будут полагаться на депонированные сведения", - комментирует Баев.
Кроме того, эффективность предлагаемых механизмов сомнительна просто потому, что офшорных цепочек владения той или иной структурой может быть очень много.