Медиа
"Франция хочет оставить Россию без "Мистралей". МИД РФ: "Хорошо, де Голль не видит". Комментарий президента Самвела Караханяна для Business FM
Вопрос пока еще не решен окончательно. Однако желание отказаться от поставок России вертолетоносцев уже высказал президент Франции Франсуа Олланд. Оппозиция и профсоюзы раскритиковали это предложение.
«Хорошо, де Голль не видит этого позора. Репутация Франции как надежного партнера брошена в топку американских политических амбиций», — так в Facebook приостановку поставок Москве «Мистралей» прокомментировала представитель МИД России Мария Захарова.
Однако Париж пока до конца не определился. В Елисейском дворце «Интерфаксу» накануне сказали, что передача первого "Мистраля" юридически не приостановлена, поставка запланирована на 1 ноября. Там отметили, что «речь идет о позиции Франсуа Олланда, который сказал, что не одобрит передачу судна, если не будет улучшения ситуации на Украине».
Французская оппозиция и профсоюзы назвали возможный отказ от контракта «самоубийством для доверия и надежности французской оборонной промышленности». Накануне Франсуа Олланд заявил о приостановке поставки России первого «Мистраля». Тема была затронута в коммюнике заседания Совета обороны:
«Совет обороны обсудил ситуацию в Украине. Она тяжелая. Недавние действия России на востоке этой страны противоречат основам безопасности в Европе. Президент республики констатировал, что, несмотря на неподтверждённую перспективу прекращения огня, условия для того, чтобы Франция поставила первый вертолётоносец, не соблюдаются».
Разрыв контракта создаст больше проблем для французской стороны, чем для российской, заявил «Интерфаксу» зампредседателя Военно-промышленной комиссии при правительстве Олег Бочкарев. «Если все же контракт будет в одностороннем порядке разорван, деньги российской стороне будут однозначно возвращены. Плюс будут выплачены штрафные санкции и неустойки», — сказал Бочкарев.
Помимо системы управления «Зенит-9», Россия практически ничего не теряет, и плюсы такой ситуации перевешивают минусы, говорят эксперты.
Виктор Литовкин, военный эксперт, полковник в отставке:
«Мистрали» нам не нужны. Это корабли для проведения экспедиционных операций. У нас в военной доктрине не предусмотрена высадка десанта на чужие берега. «Мистрали» предназначены для действия в южных морях, в теплых морях. Наши моря, все практически, северные. Бывает ледовая обстановка. У «Мистраля» очень слабое вооружение, его должны эскортировать другие корабли с более мощным вооружением. В России придется это все переделывать заново. Если французы все-таки не продадут нам «Мистраль», мы получим неустойку, вернем себе деньги. Полтора миллиарда евро можно потратить на более полезные цели».
Стоимость одного «Мистраля» — 1 миллиард 200 миллионов евро. По некоторым данным, в случае, если поставки не будет, сумма неустойки, прописанная в контракте, равнялась приблизительно такой же сумме. По другим, она составляет от 3 до 10 миллиардов евро, но неустойку французы постараются не платить, только вернут авансы, считает президент коллегии «Барщевский и партнеры» Самвел Караханян.
Самвел Караханян, президент коллегии «Барщевский и партнеры»:
«Французская сторона пытается все это подвести под форс-мажор, и не случайно эти вопросы сейчас рассматриваются на уровне не конкретных поставщиков, которые являются сторонами контракта, а на уровне Совета безопасности и президента. В таких случаях, обычно, когда решение исполнения договора, исполнения контракта становится невозможным в связи с какими-то актами, то это рассматривается в форс-мажор. Я думаю, что французская сторона будет пытаться это объяснить как форс-мажор, чтобы не нести штрафных санкций».
В свою очередь председатель Общероссийского движения поддержки флота, капитан первого ранга Михаил Ненашев, сообщил «РИА Новости», что отказ Франции от поставки «Мистралей» может стоить ей от трех до десяти миллиардов евро.
Интересно, что совсем недавно французский МИД заявлял, что происходящее на Украине пока не повлияет на выполнение контракта по поставкам вертолетоносцев. Во французский порт Сен-Назер уже прибыло 400 российских моряков, которые должны были приступить 10 сентября к испытаниям «Мистраля», который затем под названием «Владивосток» должен был направиться к берегам России.